Большое исследование Lamoda об устойчивой моде
В 2020 году мы создали специальный раздел Lamoda Planet, где собрали более экологичные, этичные и инклюзивные товары. Он же стал площадкой для благотворительных фондов, которые теперь могут продавать свой мерч на выгодных условиях, а для покупателей — быстрым способом найти классные товары и бренды, разделяющие их ценности.

Нам было интересно, как вообще покупатели относятся к устойчивой моде, готовы ли они платить больше, например, за футболки из переработанного пластика, и чего ждут от брендов. Поэтому мы провели исследование и собрали результаты для всех, кого интересует осознанный подход к шопингу.
  • 3 месяца исследований
    декабрь 2023 — февраль 2024
  • 1853

    покупателя

  • 3 страны

    Казахстан, Беларусь, Россия

  • 30

    вопросов

  • 3 месяца исследований
    декабрь 2023 — февраль 2024
  • 1853

    покупателя

  • 3 страны

    Казахстан, Беларусь, Россия

  • 30

    вопросов

Кто наши покупатели
В опросе приняли участие 566 человек из Казахстана. Все они хотя бы раз покупали одежду, обувь или косметику онлайн.
* Для исследования была отобрана аудитория, не вовлеченная в повестку устойчивого развития, благотворительность, НКО или e-com, чтобы определить чистый спрос непредвзятых пользователей.
В опросе приняли участие покупатели Lamoda
53%
47%
Женщины
Мужчины
5%
67%
Астана
16%
Алматы
21%
Восточная-Казахстанская область
8%
28%
<25 лет
25–45 лет
>45 лет
Костанайская область
6%
64%
имеют детей
Шымкент
5%
238 000 ₸
Средний доход
Карагандинская область
12%
Северо-Казахстанская область
5%
Акмолинская область
4%
Павлодарская область
5%
Актюбинская область
4%
Остальные области
13%
Как покупатели относятся к устойчивой моде
Мы задали несколько вопросов, чтобы узнать, как люди принимают решение о покупке устойчивых товаров, на что смотрят и как меняют свои привычки, стремясь сделать образ жизни более экологичным.

Спойлер: ремонт обуви всё еще в тренде.
Какие шаги вы уже делаете для более экологичного образа жизни или планируете делать?
Ремонтирую одежду и обувь
Хочу начать
делать
25%
Сдаю ненужную одежду и обувь на благотворительность, в специальные пункты переработки
Уже делаю
38%
Отказываюсь от пакетов в магазине, использую свои пакеты и сумки
Уже делаю
41%
Использую экологичную бытовую химию
Хочу начать
делать
Уже делаю
35%
44%
Выбираю продукты в экологичной упаковке (картон, бумага, перерабатываемый пластик) или без упаковки
Сортирую мусор
Покупаю товары прибыль от которых идет на благотворительность
Не планирую делать
9%
Не планирую делать
21%
Не планирую делать
13%
Уже делаю
30%
Не планирую делать
15%
Не планирую делать
19%
Уже делаю
49%
Хочу начать
делать
42%
Хочу начать
делать
46%
Уже делаю
60%
Уже делаю
37%
Уже делаю
50%
Хочу начать
делать
46%
Уже делаю
53%
Не планирую делать
12%
Не планирую делать
15%
Что вы делаете перед покупкой устойчивого товара?
62%
Читаю характеристики товара: из чего сделан, как тестируется и т. д.
38%
Проверяю наличие специальных маркировок на товарах
34%
Выбираю магазины, которые специализируются на продаже таких товаров
33%
Выбираю бренды, специализирующиеся на экологичных, этичных товарах
23%
Читаю специализированные блоги, группы, каналы или издания, посвященные ответственному потреблению и заботе об окружающей среде
менее ¼
читают специализированные каналы и блоги
62%
читают этикетки и составы
Как развивается рынок устойчивой моды
Ключевым фактором при выборе одежды, обуви и аксессуаров остается соотношение цены и качества, а также стиль, актуальность и тренды.
На устойчивость товара ориентируются:
73%
покупателей e-com в Казахстане
Какие товары, по мнению покупателей e-com, должны быть экологичными и этичными
Одежда
43%
Обувь
39%
Аксессуары
41%
Косметика
46%
30% покупателей e-com готовы платить больше за устойчивые товары. Самый высокий показатель среди стран, в которых есть Lamoda
Охотнее всего — за натуральную и органическую косметику, которая не испытывается на животных, и обувь из устойчивых материалов, например альтернативной кожи или переработанного пластика.
А на сколько больше готовы платить?
  • +31%
    Обувь
  • +32%
    Косметика
  • +32%
    Одежда
  • +29%
    Аксессуары
*процент опрошенных с опытом покупки устойчивых товаров
2/3 покупателей планируют и дальше выбирать устойчивые товары
Ответственность производителей — в моде
В первую очередь покупателей беспокоит состав изделий, а меньше всего — соблюдаются ли права человека на производстве
№1
Безопасность материала изделия для покупателя
№2
В составе более экологичные материалы (переработанные, органические, натуральные)
№4
Безопасность производства для окружающей среды (экономия воды, электроэнергии,
очистка сточных вод, безотходное производство и т. д.)
№5
Производитель соблюдает права человека на производстве (не использует детский, рабский труд, соблюдается охрана труда)
№3
Произведено без жестокости к животным (этичная шерсть, пух)
Покупатели ждут, что бренды будут делать одежду, которую потом можно сдать в переработку. А что еще?
№1
Исключение использования агрессивных химических веществ и красителей в производстве
№2
Выпуск товаров, которые можно сдать в переработку
№4
Создание товаров и упаковки с переработанными материалами в составе
№5
Отсутствие тестов на животных для производства продукции
№3
Помощь покупателям в сдаче упаковки на переработку
Какие социальные и экологические проблемы беспокоят покупателей
Загрязнение воздуха
№1
№2
Защита детей от насилия
№4
Домашнее насилие
№5
Образование мусорных свалок
№3
Загрязнение водоемов
¾ покупателей
считает, что ответственность за улучшение ситуации на стороне государства, а не покупателей или ритейлеров
Тренды устойчивой моды
Эти тренды сформировали наши покупатели, выбирая товары из раздела Lamoda Planet, а также бренды, которые создают более экологичные и этичные товары и продают их на Lamoda. Мы собрали данные по ассортименту Lamoda Planet и продажам за последние два года и выделили пять основных направлений.
Выбрать товары, созвучные моим ценностям
Меняйте мир к лучшему вместе с нами